ДГУ MAN 18V28/32 для электростанции ОАО «Севералмаз»

М. М. Гордиенко – ООО «МАН Дизель и Турбо Рус»

Поморские алмазы
Крупнейшее в Европе месторождение алмазов, разработку которого ведет Ломоносовский ГОК, расположено на севере Архангельской области. Климатические условия здесь достаточно суровые. В течение четырех месяцев в году температура может достигать –30 °С, зимой возможны морозы до –45 °С. Наблюдаются частые перемены погоды, шквалистые ветры и большое количество осадков.
С 2005 г. на Ломоносовском ГОКе работала обогатительная фабрика №1, мощность переработки руды которой составляла 1 млн тонн в год. В марте 2014 г. здесь введена в эксплуатацию вторая фабрика, позволяющая увеличить производительность комбината до 4 млн т руды в год. Новая электростанция мощностью 24 МВт должна обеспечить электрои теплоснабжение активно развивающегося горно-обогатительного комбината.

Выбор генерирующего оборудования
Эксплуатирующая организация предъявляет высокие требования к надежности электроснабжения. Ранее на предприятии использовались высокооборотные двигатели, и был уже накоплен значительный опыт их эксплуатации. Как отметил главный энергетик ОАО «Севералмаз» И.Н. Попов, главными критериями при выборе ДГУ были следующие: среднеоборотные двигатели, единичная мощность 4 МВт, масса не более 70 тонн (это условие связано с особенностями логистики: на пути следования к месту установки было 16 мостов, часть из которых деревянные).
К преимуществу среднеоборотных двигателей заказчик относит неограниченную продолжительность их работы при номинальной нагрузке, а также способность кратковременной работы при 110%-й нагрузке. Среднеоборотные двигатели обладают значительным моментом инерции вращающихся элементов, что обеспечивает более стабильные параметры качества электроэнергии. Также в пользу выбора данных ДГУ был их большой межремонтный интервал, надежность и ресурс. Кроме того, у среднеоборотных двигателей замена запчастей производится не по количеству наработанных моточасов, а по состоянию оборудования и отбраковочным параметрам.
Заказчик понимал, что решение остановиться на среднеоборотных ДГУ предполагает большие капитальные затраты, однако в данном проекте это оправдано вышеуказанными преимуществами. В результате выбор был сделан в пользу дизель-генераторных установок 18V28/32S компании «МАН Дизель и Турбо».
Эксплуатация шести ДГУ началась на арктическом топливе. В дальнейшем предполагается перевести их в двухтопливный режим (природный газ/дизельное топливо) либо на мазут. В настоящее время выбирается оптимальное решение.

Двигатели MAN 18V28/32S
Дизель-генераторные установки «МАН Дизель и Турбо» размерного ряда 28/32 спроектированы в середине XX века. Благодаря заложенным в них конструктивным решениям и ряду выполненных модернизаций, ДГУ широко востребованы для эксплуатации на судах и электростанциях. На сегодня компанией «МАН Дизель и Турбо» поставлено 4890 таких двигателей общей мощностью около 16000 МВт.
На разных этапах модернизации подвергались турбокомпрессор, механизм газораспределения, топливная аппаратура и другие компоненты. Номинальная мощность ДГУ серии 28/32 – в диапазоне от 1000 до 4061 кВт. Двигатели поставляются как в рядном исполнении (до 5 цилиндров), так и V-образном (16 и 18 цилиндров).
ДГУ 18V28/32 – четырехтактный тронковый дизельный двигатель с турбонаддувом, с диаметром цилиндра 280 мм и ходом поршня 320 мм, частотой вращения 720/750 об/мин. Номинальная мощность составляет 4061 кВт. Проверенная в эксплуатации модель двигателя постоянно совершенствуется в части сокращения уровня выбросов, уменьшения расхода топлива, а также повышения мощности и надежности даже в самых сложных условиях эксплуатации.
Преимуществами двигателя 18V28/32 являются:
•    гибкость в выборе топлива: дизельное топливо, мазут, биотопливо, сырая нефть;
•    низкая стоимость эксплуатации;
•    надежность конструкции, подтвержденная десятилетиями эксплуатации и миллионами наработанных часов;
•    простота технического обслуживания.

Описание электростанции
Электростанция построена под ключ компанией «НГ-Энерго», выполнившей полный комплекс услуг по проекту. Кроме поставки ДГУ MAN 18V28/32 и прочего оборудования, компания «НГ-Энерго» обеспечила проектирование топливной системы, маслосистемы, системы охлаждения, системы сжатого воздуха, системы управления, системы утилизации тепла, электроснабжения собственных нужд, пожаротушения, а также все строительно-монтажные работы, включая здание электростанции.
Система утилизации тепла высокотемпературного контура и дымовых газов ДГУ имеет суммарную тепловую мощностью 16,4 МВт. Для покрытия пиков теплопотребления предусмотрен водогрейный котлоагрегат мощностью 5 МВт. Электростанция эксплуатируется круглосуточно, 365 дней в году, основной режим: пять ДГУ в работе, одна в резерве.

Качество обслуживания
И.Н. Попов отмечает хорошие рабочие отношения с российскими специалистами сервисной службы компании «МАН Дизель и Турбо», особо выделяя уровень их квалификации, а также готовность работать в любое время по срочному вызову.
Пусконаладка первых двух ДГУ производилась инженером компании «МАН Дизель и Турбо» из Дании, остальные работы выполнили специалисты российского подразделения.
Первые три ДГУ были сданы в эксплуатацию в декабре 2013 г. От российского подразделения «МАН Дизель и Турбо» за пусконаладку отвечал один специалист по электрооборудованию и один – по механическому оборудованию. Обслуживающий персонал ООО «МАН Дизель и Турбо Рус» прошел обучение по всем типам ДГУ в специализированных центрах MAN PrimeServ в Дании и Германии. Высококвалифицированные инженеры авторизованы штаб-квартирой на выполнение сервисных и пусконаладочных работ. Являясь частью холдинга «МАН Дизель и Турбо», специалисты российского подразделения имеют доступ ко всей информации и могут проконсультировать заказчиков по любым техническим вопросам. Турбины и Дизели