Компании «Авиадвигатель» – 75 лет: видеомост Москва – Пермь

8 декабря, в канун юбилея ОАО «Авиадвигатель», информационное агентство «ИТАРТАСС» провело видеомост «Важные события российского двигателестроения–2014». Генеральный конструктор компании Александр Александрович Иноземцев в пресс-центрах «ИТАР-ТАСС» (Москва) и ОАО «Авиадвигатель» (г. Пермь) встретился в режиме он-лайн с представителями федеральных и отраслевых СМИ.
«Авиадвигатель» – ведущее российское конструкторское бюро по разработке газотурбинных двигателей авиационного и промышленного назначения – образовано 11 декабря 1939 года. За 75 лет пермским КБ разработано более 70 типов двигателей, из которых более 40 моделей (60 %) внедрены в серийное производство. Среди них:
•    поршневые двигатели М-25, М-62, АШ-82, победившие в «воздушной битве моторов» Великой Отечественной войны;
•    первый отечественный двухконтурный газотурбинный Д-20П;
•    самый надежный мотор в истории отечественного двигателестроения – Д-30;
•    Д-30Ф6 – уникальный двигатель для самого быстрого в мире истребителя-перехватчика МиГ-31;
•    семейство малошумных, экологически чистых двигателей ПС-90А для отечественных лайнеров «Ил», «Ту» и др.
К 2025 г. Пермь должна стать ведущим международным центром двигателестроения, разрабатывать и выпускать самые современные газотурбинные двигатели на уровне передовых европейских и американских фирм. Несмотря на то что Пермское КБ одним из последних в стране приступило к разработке газотурбинной техники, под руководством выдающегося российского конструктора П.А. Соловьева оно прошло славный путь. Предприятие блестяще справилось с провальной ситуацией в промышленности в 1990-е годы, разработав широкий модельный ряд промышленных ГТД по программе сотрудничества с ОАО «Газпром». Сегодня пермскими предприятиями «Авиадвигатель» и ПМЗ выпущено более 800 газотурбинных установок.
В ходе прямого диалога с ведущими журналистами российских СМИ А.А. Иноземцев рассказал об основных вехах развития пермской конструкторско-технологической школы авиационного моторостроения, подвел промежуточные итоги реализации проекта «Двигатель ПД-14 для самолета МС-21», а также представил другие достижения пермского КБ в канун его 75-летия.
Сегодня ОАО «Авиадвигатель» – головной разработчик семейства двигателей на базе унифицированного газогенератора, которые предназначены для перспективных пассажирских самолетов типа МС-21, а также для промышленных газотурбинных установок и электростанций нового поколения. Работы ведутся в рамках государственной программы РФ по развитию авиационной промышленности. Двигатели разрабатываются в тесной кооперации с ведущими российскими и украинскими предприятиями – «Сатурн», УМПО, «Мотор-Сич» и многими другими. Двигатель ПД-14 – это новый вызов для отечественных компаний. Известно, что газотурбинные технологии за рубежом постоянно развиваются, создаются двигатели 5-го поколения – российским КБ приходится стремительно преодолевать отставание.
А.А. Иноземцев отметил активную позицию государства в этом вопросе. Программа полностью финансируется: выделены десятки миллиардов рублей на проведение конструкторских разработок, испытаний, создание новейших отечественных технологий, на приобретение новой техники. Оборудование приобретается самое лучшее в Европе и США, но технологии – только российские. Активно работают над созданием новой техники передовые отечественные институты – ВИАМ, ЦИАМ и др. Все этапы создания двигателя жестко отслеживаются на уровне вице-премьера Д.О. Рогозина.
Летом 2015 г. двигатель ПД-14 будет поставлен на летные испытания в составе лаборатории Ил-76-ПД. Три двигателя самолета – штатные, четвертый – испытуемый. Сегодня испытывается двигатель №3, общая наработка составила 6000 часов. В 2015 г. соберут пять двигателей, которые пройдут цикл различных испытаний. Мотор №5 соберут уже на ПМЗ, этот двигатель и будет поставлен на летные испытания. Всего к 2017 г. планируется изготовить 22 двигателя для проведения полного цикла длительных, сертификационных и других испытаний.
Отвечая на вопрос журнала «ТиД» о перспективных промышленных двигателях, Александр Александрович отметил, что в ходе создания нового семейства ПД-14 будет накоплен колоссальный опыт. Он позволит создать модельный ряд промышленных газотурбинных двигателей мощностью 12; 16; 25 и более МВт. Таким образом, все новейшие авиационные технологии будут применяться для создания энергоустановок и механического привода в газовой промышленности.
Это будут качественно новые двигатели. Они будут иметь высокий КПД (у больших машин превышающий 40 %), увеличится ресурс, снизятся эксплуатационные затраты. Благодаря созданию новой малоэмиссионной камеры сгорания, существенно снизится уровень вредного воздействия на окружающую среду.
А.А. Иноземцев рассказал о посещении предприятия в ноябре министром энергетики России – А.В. Новаком. Были обсуждены все важные вопросы, включая участие компании «Авиадвигатель» в программе энергетического развития страны. Ключевым вопросом был двигатель. Высокую оценку получил тот факт, что двигатель собран полностью из российских комплектующих, таким образом, нет зависимости от санкций. Министерство энергетики направит специалистов, вместе с которыми будет подготовлено заключение для совещания в министерстве.
На нефтеперерабатывающем заводе «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» А.В. Новаку продемонстрировали новый энергетический центр для собственных нужд предприятия. Станция спроектирована на базе современных газотурбинных установок ГТУ-25П разработки пермского КБ. Электрическая мощность ТЭС составляет 200 МВт, тепловая – 435 Гкал/ч.
Важно также отметить, что ОАО «Авиадвигатель» совместно с другими предприятиями двигателестроительной корпорации выиграло объявленный Газпромом тендер на создание двигателя мощностью 34 МВт для газоперекачивающего агрегата. Газотурбинная установка ГТУ-32П будет создана на базе газогенератора большой размерности, являющегося основой серийного авиадвигателя Д-30Ф6. Привод предназначен для газоперекачивающих агрегатов ГПА-32. Он востребован на новых магистральных газопроводах, где применяются трубы большого диаметра для перекачивания газа с высоким давлением (до 12 МПа), а также при реконструкции действующих газоперекачивающих агрегатов и установок по сжижению природного газа.
Выбор базового двигателя для ГПА-32 обусловлен большей размерностью газогенератора (в 1,6 раза по сравнению с ПС-90А). Это не только обеспечит заданные технические условия, но также позволит увеличить до 40 МВт мощность ГТУ и КПД – до 40 %. Новый двигатель имеет двухконтурный турбокомпрессор с малой степенью двухконтурности и силовую турбину. Конструктивные особенности ГТУ-32П: 8-ступенчатый компрессор низкого давления и 10-ступенчатый компрессор высокого давления, малоэмиссионная камера сгорания.
ГПА-32 разрабатывается компанией «Авиадвигатель» совместно с НПО «Искра». Испытания и доводка агрегата в эксплуатации будут проводиться на компрессорной станции «Очерская» («Газпром трансгаз Чайковский»). По заявлению ОАО «Газпром», компания планирует приобрести в течение 10 ближайших лет более 200 двигателей пермского производства. Они составят около 70 % парка строящегося газопровода «Сила Сибири» и перспективного – «Алтай».
А.А. Иноземцев отметил, что в день празднования юбилея предприятия коллективу специалистов будет вручена премия Правительства РФ за создание двигателя для работы на попутном нефтяном газе.
Генеральный конструктор говорил и о том, что для создания новых двигателей требуется большое количество грамотных, высокообразованных инженеров. В связи с этим предприятие 12 лет назад запустило программу поддержки Пермского государственного университета. Открыто несколько лабораторий, еще три новейшие лаборатории планируется открыть в ближайшее время. Студенты во время обучения активно привлекаются к работе в КБ, и это позволяет постоянно растить новых грамотных инженеров-конструкторов, технологов, испытателей. Турбины и Дизели