Power-Gen Europe’ 2007

А.А. Троицкий – ООО «Турбомашины»

Одним из самых заметных событий этого года на европейском энергетическом рынке стала выставка и конференция Power-Gen Europe’ 2007, которая проводилась в столице Испании – г. Мадриде. Организаторы мероприятия констатировали своеобразный рекорд: выставку и конференцию посетили более 11000 специалистов из 90 стран мира (на 25% больше, чем в 2006 году в Милане).

Более 500 компаний представили свои экспозиции на выставке, 170 докладов и презентаций заслушаны на 8 секциях конференции. Основными темами докладов были следующие:
•    Направления и динамика развития европейского энергетического рынка
•    Технологии и оборудование для снижения вредных выбросов в атмосферу
•    Производство энергии с использованием газообразного топлива
•    Паровые турбины и электростанции
•    Технологии для продления жизненного цикла оборудования
•    Электротехнические системы и оборудование, распределенное производство энергии
•    Системы автоматизации и информационные системы.
Для участников мероприятия были организованы «технические» туры на электростанции комбинированного цикла Puertollano (Пуэртолано) и Aceca (Толедо), где эксплуатируется оборудование компаний Siemens и GE Energy.
Традиционно в мероприятии приняли участие все ведущие производители энергетического оборудования. Специалисты компании GE Energy отмечают быстрый рост заказов на газотурбинные установки. В связи с этим было принято решение о расширении производственных мощностей компании в г. Вересегихас (Венгрия), где производятся газотурбинные установки LM6000 и LMS100 для европейского, азиатского и ближневосточного рынка. На стенде была представлена информация о последних контрактах, заключенных на поставку ГТЭС различного типа. В частности, установка LM2500+PR мощностью 28 МВт будет поставлена для работы в составе ПГУ на бумажную фабрику Union Industrial Papelera S.A. (г. Барселона, Испания); LM6000-PD (47 МВт) – на бумажную фабрику в г. Хернани. В 2009 году в Португалии будет запущена в эксплуатацию электростанция комбинированного цикла мощностью 862 МВт в составе двух энергоблоков GE Stag 109FB на базе Frame 9FB. Контракт на строительство станции подписан в мае этого года. Это первая поставка газотурбинных установок Frame 9FB в Португалию. Аналогичное оборудование будет запущено в эксплуатацию на электростанции мощностью 420 МВт в г. Амеркор (Бельгия). Общая наработка газотурбинных установок, созданных на базе технологии Frame, составляет 20 млн часов.
На стенде Siemens была представлена газотурбинная установка SGT5-8000H, которая является последней разработкой компании. В ее создании принимали участие более 1000 специалистов, было привлечено 250 международных экспертов. Пилотная установка будет запущена в опытно-промышленную эксплуатацию в конце этого года на электростанции Irsching 4, которая принадлежит компании E.ON. На первом этапе она будет работать в простом цикле для отработки всех компонентов и технологий.
Для максимально надежной работы в двигателе использован 13-ступенчатый осевой компрессор, направляющие лопатки с изменяемой геометрией, консольные лопатки статора. ГТУ оснащена кольцевой малоэмиссионной камерой сгорания с воздушным охлаждением. Силовая турбина – 4-ступенчатая. Лопатки 1-й ступени монокристаллические, 2, 3, 4-й ступеней имеют термобарьерное покрытие и охлаждаются воздухом. Применение специальных уплотнений предотвращает утечки охлаждающего воздуха. Компоненты газовой турбины выполнены из современных термостойких сплавов для работы при высоких температурах.
Испытания в простом цикле планируется закончить в 2009 году. После этого станция будет переведена в комбинированный цикл (моноблок) и после кратковременных испытаний передана в собственность заказчику – E.ON Kraftwerke (Германия), которая является дочерней фирмой международного энергетического концерна E.On Energie.
С целью максимального охвата европейского энергетического рынка и повышения конкурентоспособности Siemens расширяет линейку паровых турбин в классе мощности менее 5 МВт. Для этого был приобретен основной бизнес компаний Kuehnle, Kopp & Kausch AG.
Впервые на выставке компании MTU Fridriechshafen (дизельные и газопоршневые двигатели), MDE Dezentrale Energiesystem (энергоустановки когенерационного цикла), Katolight (ДГУ различного назначения) и CFC Solutions (топливные ячейки) были представлены на стенде в составе единого консорциума Tognum AG (Германия). Консорциум был создан в 2006 году для наиболее эффективной реализации проектов по строительству энергетических объектов и повышения конкурентоспособности продукции и услуг данных компаний на рынке.
MTU Fridriechsshafen представила новую серию дизельных двигателей Series 2000 для генераторных установок в классе мощности 580…1000 кВт. Они являются более экономичными и экологически чистыми по сравнению с предыдущими сериями. Двигатели новой серии обеспечивают снижение уровня эмиссии NOx на 25%. Причем это достигается путем модер-
низации компонентов двигателя и оптимизации процесса горения без использования дополнительных внешних систем очистки отработавших газов. Двигатели доступны в конфигурации с 12, 16 и 18 цилиндрами при V-образном расположении. Они оснащены системой контроля и управления ADEC (Advanced Diesel Engine Control) разработки компании MTU. Особенностью данной системы является использование в ее составе блока ESCM (Engine Site Condition Monitoring), который обеспечивает автоматическую настройку двигателя для работы в условиях конкретной площадки. Это дает возможность эксплуатировать установку на максимально экономичном режиме.
MDE Dezentrale Energiesystem демонстрировала новую систему контроля и управления MMC станционного уровня для энергоустановок когенерационного цикла, созданных на базе газопоршневых двигателей Series 4000 компании MTU мощностью до 2 МВт. Ранее данная система использовалась только для установок на базе двигателей Series 400 в классе мощности 100…400 кВт. Когенерационный модуль подключается и отключается автоматически, в зависимости от потребности в тепловой энергии. Система обеспечивает также корректную работу с сетью. Это дает возможность оперативно определять, есть ли необходимость отдавать электроэнергию в сеть или отбирать ее из сети. ММС обеспечивает дистанционный мониторинг, управление и контроль параметров станции, а также всего вспомогательного оборудования, особенно при пусках и остановах. Впервые она была опробована в 2006 году на электростанции № 1 компании MTU в г. Фридрихсшафен и на электростанции когенерационного цикла в Баварии. После этого были получены многочисленные заказы на модернизацию станций с использованием системы контроля и управления ММС.
Компания CFC Solutions представила проект по строительству гибридной энергетической установки (газопоршневая электростанция/ топливная ячейка HotModule) на очистных сооружениях фирмы Moosburger Klaeranlagen GmbH в г. Моосбург (Германия). Генпроектировщиком выступила компания Berghamer & Partners of Moosburger. На первом этапе, в 2006 году, построена электростанция на базе газопоршневых двигателей Series 4000 компании MTU. В настоящее время реализуется второй этап, в рамках которого в состав станции будет интегрирована топливная ячейка HotModule. Ее запуск в коммерческую эксплуатацию планируется в октябре текущего года. Мощность HotModule составляет 250 кВт, КПД – 47 %. Температура выхлопных газов – 400 °С – идеально подходит для использования с целью осушки осадка сточных вод.
На стенде компании MAN Diesel экспонировались два новых газовых двигателя. Один из них – V32/40PGI – создан на базе дизеля 32/40, подтвердившего свои высокие параметры и надежность в процессе эксплуатации в различных условиях, другой – двухтопливный 51/60DF – разработан на базе 48/60В, который работает на тяжелых видах жидкого топлива. Отличительной особенностью V32/40PGI является объединение циклов Дизеля и Отто в одном двигателе. Четырехтактный 51/60DF может работать на различных видах топлива, включая природный и сжиженный газ, дизельное топливо и мазут. Модификации приводов имеют от 6 до 9 цилиндров при рядном расположении и от 12 до 18 – при V-образном. Диапазон мощности составляет 6…18 МВт. В настоящее время реализуется ряд проектов на базе данных двигателей. В частности, осуществляются поставки установок V32/40PGI в Россию (по заказу Мособлэнергогаза), а также в Латинскую Америку.
Специалисты компании MAN Diesel сообщили о внедрении новой технологии VTA (Variable Turbine Area) для высокоэффективных радиальных турбонагнетателей, которые применяются в составе двигателей V32/40PGI. Технология VTA предназначена для замены блока байпаса для перепуска воздуха, поступающего в цилиндры двигателей, с целью более точного контроля состава топливовоздушной смеси. Вместо выброса избыточного количества воздуха в атмосферу осуществляется предварительный контроль топливной смеси в зависимости от режима работы. В целом, технология VTA включает рабочее колесо с регулируемыми лопатками (в отличие от предыдущих осевых ТСА и радиальных TCR турбонагнетателей, имеющих нерегулируемые лопатки). Контроль положения лопаток является полностью автоматическим.
MAN Turbo (входит в группу компаний MAN Group) сообщила о приобретении компании B+V Industrietechnik (дочерняя фирма Thyssen-Krupp Technologies). В результате линейка ее паровых турбин расширена до 120 МВт.
Специалисты компании Caterpillar рассказали о проекте создания в России дистрибьюторского сервисного центра. Совместному проекту 6 Sigma был дан старт несколько лет назад. На первоначальном этапе необходимо было определить, какие требования предъявляют российские дилеры и клиенты к ведению бизнеса в России. Для этого был проведен опрос более 70 компаний пользователей продукции Caterpillar – и определены основные потребности клиентов. Как выяснилось, главное требование – это экстренная доставка запасных частей: в течение двух дней в западные регионы России и семи дней – в ее восточную часть. Рассматривались различные варианты решения этой задачи, и самым оптимальным оказался вариант создания склада запасных частей в Москве.
Первоначально номенклатура склада составит более 24000 наименований запчастей. Склад будет выполнять функции по приемке, отгрузке, рекламации, приемке отработавших агрегатов на заводскую переборку. Новая программа запущена в апреле этого года. Одновременно была осуществлена пилотная поставка первой партии грузов из Гримбергена (Бельгия) и Мортона (США). Формирование складского запаса закончено в июне, а первые поставки запчастей дилерам со склада начаты в июле.
Своими успехами в области поставок энергетических установок различного типа поделилась компания Rolls-Royce. Повысился спрос на газопоршневые электростанции на базе двигателей Bergen. В частности, заключен контракт на поставку двух установок В35:40 на ликероводочный завод и двух аналогичных установок – на фабрику по производству оливкового масла в городе Кампо де Криптана (Испания). ГПЭС обеспечат потребности предприятия в электрической и тепловой энергии. Получены заказы на газопоршневые электростанции Bergen от бельгийских и американских сельскохозяйственных предприятий. Они будут вырабатывать электроэнергию, тепло и СО2 для теплиц по выращиванию томатов.
Rolls-Royce активно осваивает и новые секторы рынка. Так, получены первые заказы на ГПЭС от российских и пакистанских компаний. Газотурбинная установка Trent 60 WLE мощностью 68 МВт будет поставлена для резервирования электроэнергии на гидроэлектростанции в г. Колмит (Чили).
Компания Centrax Gas Turbines, которая производит комплектные электростанции на базе газовых турбин RB21, объявила о подписании соглашения с Rolls-Royce об эксклюзивных правах на агрегатирование ГТЭС с применением двигателей Trent 60. Кроме того, она получила права на их сборку из компонентов, которые будет поставлять Rolls-Royce. Уже получен первый заказ на строительство электростанции на базе двигателей Trent 60. Centrax Gas Turbines выбрана генподрядчиком на строительство под ключ станции мощностью 200 МВт в г. СанБриюк (Франция). Стоимость контракта, заключенного с Reseau Transport Electrique, составляет 200 млн евро – это самый большой контракт компании Centrax за все время работы на энергетическом рынке.
В состав станции когенерационного цикла войдут четыре энергоблока на базе двигателей Trent 60. Проект реализуется в сотрудничестве с инжиниринговой компанией Litwin (Франция). Установки будут оснащены двухтопливной малоэмиссионной камерой сгорания. Основное топливо – природный газ, резервное – дизельное топливо. Ввод станции в коммерческую эксплуатацию планируется в конце 2009 года.
По опыту работы на выставках Power-Gen Europe можно утверждать, что на данных мероприятиях концентрируется весь «цвет» европейской и мировой энергетики. Участие в них – это прекрасная возможность получить из первых рук детальную объективную информацию о последних достижениях и разработках в области производства, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования. Турбины и Дизели
Выставка Power-Gen Europe’ 2008 будет проводиться в Милане 3-5 июня. Приглашаем российских специалистов посетить данное мероприятие. Полную информацию по организации участия можно получить на сайте www.pge08.events.pennnet.com.