LVIII научно-техническая сессия РАН по проблемам газовых турбин и парогазовых установок

21-22 сентября ОАО «ВТИ» совместно с Комиссией РАН по газовым турбинам и Ассоциацией газотурбинных технологий провели сессию «Научно-техническое обеспечение производства и эксплуатации газотурбинных и парогазовых установок». Она была приурочена к 90-летию со дня основания Всероссийского теплотехнического института.
Со вступительным словом выступили генеральный директор ВТИ А.В. Клименко и председатель Комиссии РАН по газовым турбинам Г.Г. Ольховский. Доклады ведущих специалистов электроэнергетической отрасли были посвящены разработке и эксплуатации газотурбинных и парогазовых установок, а также перспективам их развития и модернизации.
Ппленарное заседание открыл В.А. Щуровский (Газпром ВНИИГАЗ) с докладом «Газотурбинная техника для новых проектов ОАО «Газпром». Современный парк ГПА, насчитывающий более 4270 агрегатов суммарной мощностью около 47,6 млн кВт, характеризуется большим разнообразием по типоразмерам и годам выпуска. Планы Газпрома предусматривают применение на новых магистральных газопроводах современных ГПА, разработанных с учетом мировых тенденций развития газокомпрессорной техники. Требования к ним определены научно-технической программой ОАО «Газпром», рассчитанной на перспективу до 2020 года. Основные положения программы:
•    ГПА располагаются преимущественно в индивидуальных укрытиях, имеют модульную конструкцию основных узлов, унифицированную под комплектование существующими ГТУ и нагнетателями природного газа;
•    привод ГПА преимущественно газотурбинный – стационарного, судового или авиационного типа, мощность 4/6/8/12/16/25/32(35) МВт, КПД от 32 до 41%, оснащен системой электрозапуска;
•    эмиссия по оксидам азота не более 50 мг/м3 к 2015 году, 30…25 мг/м3 к 2020-му; оксида углерода не более 100 мг/м3;
•    протяженные однониточные газопроводы (2000…3000 км) должны оснащаться ГПА повышенной надежности;
•    газовые компрессоры с политропным КПД 75…87%, преимущественно на электромагнитных подшипниках (без системы маслообеспечения), в унифицированных корпусах.
Одновременно с новым строительством проводится реконструкция объектов единой газотранспортной системы в связи с возрастающим физическим и моральным износом оборудования. Потребность в ГПА для объектов реконструкции составляет от 60 до 80 агрегатов в год.
В докладе Т.Н. Хайрулина (ОАО «Авиадвигатель», г. Пермь) освещался опыт компании по эксплуатации газотурбинного оборудования. В настоящее время предприятие предлагает на рынке 7 типов промышленных ГТУ для механического привода, 6 типов (пэкиджей) ГТЭС, комплексное обслуживание поставляемого оборудования, инжиниринговые услуги. На сегодня в эксплуатации находится 591 установка в составе газоперекачивающих и газодожимных агрегатов, газотурбинных насосных агрегатов и электростанций, ГТУ-ТЭЦ.
Для сопровождения поставленного оборудования ОАО «Авиадвигатель» предлагает три формы послепродажного ремонтно-технического обслуживания: стандартное; расширенное, фирменное (в течение всего жизненного цикла). В настоящее время наибольшее практическое применение получили две первые формы. Внедрение послепродажного обслуживания по третьей форме принесет заказчику наибольшие преимущества.
М.А. Пикин (ВТИ) представил на обсуждение аудитории доклад на тему «Использование расчетных методов определения характеристик энергоблоков ПГУ на стадии проектирования и ввода в эксплуатацию» на примере ПГУ-450 (ТЭЦ-22 «Южная»).
Особое внимание докладчики уделяли разработке и внедрению современных отечественных инновационных технологий при проектировании и создании газотурбинных и парогазовых установок.
В рамках работы сессии был проведен конкурс на лучшую научную и конструкторскую работу среди молодых специалистов. Первое место присуждено Л.Ю. Гомзикову (ОАО «Авиадвигатель») за доклад «Анализ теплового состояния рабочих лопаток турбин в совместной постановке с учетом течения в камере сгорания».
Участники конференции отметили важность обсуждаемых вопросов и необходимость проведения подобных мероприятий в будущем. Турбины и Дизели