Конструкция и опыт создания газовой турбины AE64.3A+ компании Ansaldo Energia

Луиджи Минервини, Паоло Песке, Роберто Гатти, Луиджи Ди Паскуале – Ansaldo Energia spa

Развитие энергетического рынка требует максимальной оптимизации эксплуатационных параметров новых газотурбинных электростанций, а также модернизации существующих энергоблоков. ГТУ средней мощности рассматриваются как наиболее перспективные с точки зрения конкурентоспособности на рынке распределенного производства электроэнергии. Исходя из сложившихся тенденций, итальянская компания Ansaldo Energia разработала новую модификацию газовой турбины AE64.3A с улучшенными эксплуатационными и экологическими параметрами – AE64.3A+.

Конструктивные особенности газовой турбины AE64.3A+

AE64.3A+ – одновальная газотурбинная установка, оснащена кольцевой камерой сгорания, приводной вал выведен на вход ГТУ. Турбина разработана для производства электроэнергии частотой 50 Гц и хорошо подходит для эксплуатации в базовом режиме в составе электростанций простого, когенерационного и комбинированного цикла.
Газовая турбина AE64.3A+ имеет 15-ступенчатый осевой компрессор и 4-ступенчатую осевую турбину на едином роторе. Ротор состоит из передней секции, 15 рабочих дисков компрессора, полой центральной секции ротора, 4 лопаточных дисков турбины и задней секции. Все диски вала крепятся единым центральным стяжным болтом с зажимной гайкой со стороны турбины. Каждый диск ротора имеет плоскозубчатое торцевое зацепление с обеих сторон, обеспечивающее радиальную установку дисков и радиальное перемещение торцов дисков относительно друг друга.
Такая конструкция существенно увеличивает срок службы узлов ротора при переменных режимах работы ГТУ, обеспечивает ускоренный запуск, выход на номинальную мощность и сброс нагрузки.
Конструктивно ротор является независимым (самоподдерживающим) цилиндром со сравнительно небольшой массой и высокой устойчивостью, что позволило применить только две опоры вала. Необходимость установки промежуточных подшипников между компрессором и турбиной отсутствует. Подшипник компрессора является комбинированным, радиально-упорным и воспринимает осевое усилие ротора.
Оба опорных подшипника находятся вне зон сжатия рабочего тела в двигателе, что обеспечивает стабильное осевое регулирование и свободное вращение ротора.
Все сопловые аппараты и рабочие лопатки турбины – охлаждаемые, за исключением лопаток последней ступени. Охлаждающий воздух подается из компрессора с различным давлением и температурой. Это обеспечивает необходимый уровень охлаждения лопаток и оптимальные термические характеристики двигателя. Из турбинных лопаток охлаждающий воздух возвращается в поток рабочих газов.
Статор газовой турбины разделен на два корпуса. Первый корпус – неразъемный, в нем установлен ротор компрессора по 9-ю ступень. Второй корпус имеет горизонтальный разъем, в нем находится остальная часть ротора – 6 ступеней компрессора и турбина, а также камера сгорания.
Конструкция статора состоит из двух обечаек, при этом механические и тепловые нагрузки на них разделены. Все механические нагрузки, возникающие из-за высокого внутреннего давления, воспринимаются внешней обечайкой (испытывающей низкие тепловые нагрузки). Тепловые нагрузки передаются на внутреннюю обечайку.
Привод электрогенератора – редукторный, выполнен в сторону компрессора в холодную часть двигателя. Такая компоновка привода обеспечивает подсоединение диффузора выхлопных газов с оптимальной геометрией потока и подачу выхлопных газов турбины в котел-утилизатор без изменения направления потока, с минимальными потерями.
Газотурбинный двигатель AE64.3A+ оснащен кольцевой камерой сгорания и 24 низкоэмиссионными горелками, которые могут работать на жидком и газообразном топливе. Зона горения находится на входе в первую ступень турбины. Камера сгорания расположена внутри центральной секции внешней обечайки.
Корпус камеры сгорания состоит из литых компонентов, выполненных из жаропрочного сплава. Детали и узлы КС находятся в зоне прямого воздействия горячего воздуха, подаваемого из компрессора, поэтому поверхность КС защищена термобарьерным покрытием с использованием керамических материалов.
Горелки КС разработаны на основе гибридного принципа (распыление/предварительное смешивание), что позволяет достигнуть низких уровней эмиссии NOx и CO, стабильного горения при работе на жидком или газообразном топливе.
Оптимальная аэродинамика горелочного устройства обеспечивается двумя концентрическими вращающимися завихрителями (осевой и диагональный). Устройство оснащено центральной диффузионной горелкой, позволяющей работать на жидком и газообразном топливе. Горелка содержит также запальник предварительного зажигания обедненной топливной смеси. Каналы подачи предварительно подготовленной топливной смеси подведены в лопатки завихрителей. Это снижает опасность несанкционированного воспламенения топливной смеси и обеспечивает оптимальное смешение топлива и воздуха, поступающего в диагональный завихритель.
Для работы на жидком топливе используются специальные форсунки, которые расположены за диагональным завихрителем. Струя жидкого топлива распыляется потоком подаваемого воздуха, капли испаряются и смешиваются с воздухом.
Камера сгорания, оснащенная гибридными горелочными устройствами, обеспечивает оптимальный процесс горения и обладает следующими преимуществами:
•    низкие уровни эмиссии NOx и CO;
•    незначительное падение давления в камере сгорания;
•    полностью симметричная конструкция;
•    оптимальные размеры и количество горелок;
•    компактная конструкция и удобство технического обслуживания и ремонта;
•    гибкость в эксплуатации.

Разработка конструкции AE64.3A+

Для обеспечения высоких эксплуатационных параметров газовой турбины AE64.3A+ была значительно доработана конструкция AE64.3A. Модернизированы следующие узлы ГТУ:
•    доработаны входные и выходные ступени компрессора – в результате был значительно увеличен расход воздуха и запас по помпажу;
•    оптимизирована проточная часть компрессора для обеспечения оптимальной динамики потока рабочего тела;
•    доработана конструкция последней ступени турбины под повышенный расход рабочего тела и для увеличения КПД ступени;
•    оптимизирована конструкция корпуса и несущих опор подшипников турбины;
•    усовершенствована конструкция камеры сгорания – КС оснащена последней модификацией горелок HR3;
•    доработана система воздушного охлаждения в связи с изменением конструкции компрессора, а также с целью подачи дополнительного количества охлаждающего воздуха внутрь ротора;
•    в связи с изменением конструкции основных узлов газовой турбины (ротор, внешний кожух, суппорты и т.д.) доработаны ответные узлы и детали ГТУ.

Электростанция комбинированного цикла Vlore

В состав станции Vlore (Албания) входит двухтопливная газовая турбина AE64.3A+, горизонтальный котел-утилизатор с тремя уровнями давления без перегревателя, паровая турбина (производства компании Ansaldo) мощностью 30 МВт, оснащенная конденсатором с водяным охлаждением.
Электростанция расположена на побережье Адриатического моря, вблизи нефтяного терминала. Газотурбинная установка была доставлена на площадку в июле 2008 года и введена в коммерческую эксплуатацию в начале 2010-го. При этом было учтено пожелание заказчика – обеспечить возможность длительной работы газовой турбины в базовом режиме на жидком топливе.
С целью расширения базы данных по оборудованию, находящемуся в эксплуатации, специалисты компании Ansaldo Energia оснастили ГТУ на электростанции Vlore дополнительной контрольно-измерительной аппаратурой. Система мониторинга эксплуатационных параметров в режиме он-лайн используется для более глубокого изучения особенностей работы газовой турбины на жидком топливе. Мониторинг проводится в рамках программы научно-технических исследований департамента инжиниринга (GT Engineering Department) компании Ansaldo Energia.
В частности, на корпусе ГТУ были установлены дополнительные средства контроля и измерения параметров в ступенях компрессора, горячей проточной части, камере сгорания, каналах охлаждения, на силовом валу и подшипниках. В результате был получен большой объем данных по эксплуатационным параметрам как узлов, так и турбины в целом при работе с различными значениями температуры, давления и вибрации.
Система мониторинга включала в себя значительное количество сенсоров и датчиков, блок снятия эксплуатационных параметров, блок мониторинга технического состояния компонентов турбины и блок преобразования полученных данных – их распознавание, архивирование и анализ.
Был разработан ряд методов обработки сигналов – метод взаимной корреляции, повторная выборка данных, метод краткосрочного преобразования Фурье, статистического контроля процесса.

Эксплуатация газовой турбины AE64.3A+

Во время запуска ГТУ жидкое топливо воспламеняется с помощью запальной дозы с использованием пропана, подающегося из запальной системы. Запуск осуществляется в режиме диффузионного горения, после чего установка готова для синхронизации. Наброс нагрузки для синхронизации составляет 5 МВт.
Переход с диффузионного горения на режим работы с использованием предварительно подготовленной топливной смеси возможен только при достижении определенного уровня нагрузки. Он определяется, в частности, значением температуры газов на выходе турбины, а также положением лопаток направляющего аппарата. В процессе перехода на режим работы на топливной смеси уровень нагрузки остается стабильным. При работе в диффузионном режиме на жидком топливе с впрыском воды или при переходе на другой режим система впрыска воды должна быть отключена.
Чтобы предотвратить утечки жидкого топлива, система подготовки водотопливной смеси должна обеспечивать подачу достаточного количества воды, а система продувки низкого давления – необходимое давление в форсунках предварительного смешивания. Как правило, при сбросе нагрузки, независимо от режима работы, система впрыска воды должна отключаться. Система подготовки топливной смеси также отключается, и турбина продолжает работать в режиме диффузионного горения на жидком топливе.
Таким образом, компания Ansaldo Energia на основе собственного опыта и с учетом специфических запросов заказчиков модифицировала газовую турбину AE64.3A. В результате были улучшены эксплуатационные и экологические параметры оборудования, а новая модификация AE64.3A+ в настоящее время является наиболее эффективной в среднем классе мощности. Все заявленные параметры были подтверждены во время эксплуатации ГТУ на электростанции Vlore. Турбины и Дизели

Публикуется по материалам доклада Ansaldo Energia spa на конференции PowerGen Europe 2010, г. Кельн (по соглашению с PennWell Corporation).