Фирменное облуживание газотурбинных электростанций ОАО «Авиадвигатель»

Т. Н. Хайрулин, Е. Н. Янинов – ОАО «Авиадвигатель»

В октябре 2012 года исполнилось два года с начала реализации Программы фирменного ремонтно-технического обслуживания газотурбинных электростанций ЭГЭС-12С в ООО «ЛУКойл Западная Сибирь». Итоги двухлетней работы в этом направлении наглядно демонстрируют эффективность применения данной схемы обслуживания.

В 2010 году в соответствии с подписанным договором компания «Авиадвигатель» получила для обслуживания две электростанции: ГТЭС-72 на Ватьеганском месторождении и ГТЭС-48 – на Тевлинско-Русскинском. Оба объекта находятся в ведении ТПП «Когалымнефтегаз». В конце 2011 года парк электростанций, обслуживаемых пермским предприятием, увеличился. Введена в строй ГТЭС-48 на Красноленинском месторождении (Урайнефтегаз). На сегодня суммарная мощность «подшефных» электростанций ОАО «Авиадвигатель» составляет 168 МВт.
Главная цель пермских двигателестроителей – обеспечить работоспособность каждой ЭГЭС-12С в течение 100000 часов назначенного ресурса, то есть практически в течение всего жизненного цикла. Ориентировочный срок выработки ресурса – 15 лет. С этой целью специалисты КБ проанализировали все направления своей деятельности, выявили существующие и потенциальные риски и определили пути их снижения.

Надежность оборудования
Надежность пермских газовых турбин – одно из основных условий бесперебойной работы. Поэтому при обнаружении дефекта проводится исследование и определяется причина его возникновения, разрабатываются мероприятия для ликвидации дефекта и исключения его дальнейшего появления.
Специалисты компании ведут постоянный мониторинг показателей надежности двигателя, ГТУ и станции в целом. Анализ изменений этих показателей позволяет выявлять «узкие места» в обеспечении эксплуатации станций и своевременно устранять возникающие отрицательные последствия.

Надежность субподрядчиков
Обслуживание промышленного объекта, по сравнению с авиационным двигателем, гораздо объемнее и сложнее. Как основной исполнитель, ОАО «Авиадвигатель» отвечает за всю электростанцию, поэтому оно работает в тесном контакте с предприятиями-смежниками, в том числе с поставщиками оборудования и сервисными фирмами.
Поставщик в случае поломки какого-либо агрегата должен оперативно заменить его, выяснить причины поломки и разработать мероприятия по исключению дефекта. Если он не справляется с поставленными задачами, компания «Авиадвигатель» обращается к альтернативным поставщикам комплектующих. В такой ситуации главное – это исключить появление монопольного поставщика оборудования, который мог бы диктовать невыгодные компании (а значит, и заказчику) условия.
Важен и выбор субподрядных организаций для обслуживания узкоспециализированных систем электростанций. Как правило, для этого привлекаются изготовители таких систем или фирмы, имеющие необходимых специалистов и практический опыт в обслуживании аналогичного оборудования. При этом компания должна контролировать не только своевременность ремонтных работ, но и изменение стоимости жизненного цикла электростанций (он составляет 10–15 лет).
С этой целью проводится мониторинг изменения стоимости услуг субподрядных организаций, комплектующих и запчастей; стоимости ремонта оборудования; финансовых и материальных затрат. В противном случае, вся ранее рассчитанная экономическая эффективность применения оборудования будет сведена к нулю, и его эксплуатация станет нерентабельной.

Эксплуатация
От особенностей эксплуатации оборудования зависит его состояние, надежность и стабильность работы. Суровый климат Западной Сибири с зимними температурами ниже 50 °С, резкими перепадами температуры вполне может стать причиной нештатных ситуаций.
Разные условия работы электростанций обусловлены также качеством топливного газа. Так, Ватьеганская ГТЭС работает на топливном газе с низким уровнем конденсата, а Тевлинско-Русскинская – на тяжелом и жирном газе с большим содержанием конденсата. Это может приводить к периодическим сбоям в работе топливной автоматики, забиванию форсунок, неравномерной температуре газа в турбине и т.д. Следует отметить, что ООО «ЛУКойл – Западная Сибирь» провело необходимые мероприятия для обеспечения ГТЭС качественным топливным газом.
Ключевым фактором в обеспечении эксплуатации станции является квалификация персонала. Надо отметить, что к этому вопросу руководство компании «ЛУКойл» относится очень ответственно: проводится отбор, обучение и повышение квалификации обслуживающего персонала (необученных среди них на станциях нет). Кроме того, постоянно проводится переаттестация специалистов. Требования руководства по эксплуатации выполняются, как правило, неукоснительно.

Нововведения
Программа обслуживания оборудования в течение всего жизненного цикла потребовала от специалистов ОАО «Авиадвигатель» изменения традиционных методов.
Была создана единая информационная база данных ГТЭС, где зафиксированы особенности оборудования, проведенные работы, ремонты, результаты обслуживания, данные мониторинга показателей надежности. Наличие такой базы позволяет анализировать ход эксплуатации ГТЭС, планировать необходимые мероприятия по повышению надежности.
В Когалыме организовано региональное представительство ОАО «Авиадвигатель», на его базе создан склад запасных частей (ЗЧ) и покупных комплектующих изделий (ПКИ), что значительно облегчает и ускоряет процесс обслуживания электростанций.
Разработана система учета хранения и использования ЗЧ и ПКИ. На основании анализа работ по устранению дефектов и расходования запасных частей прогнозируется их необходимое количество и обеспечивается своевременное приобретение.
Изменены принципы ремонта.
Известно, что к самым затратным и трудоемким этапам в жизненном цикле оборудования относятся капитальные ремонты. Электростанция с назначенным ресурсом 100 тыс. часов должна трижды пройти через эту «процедуру».
Опыт эксплуатации показывает, что высококвалифицированное техническое сопровождение пермских электростанций, постоянный мониторинг их состояния, модернизация и повышение надежности, а также удовлетворительное техническое состояние отправленного в ремонт оборудования – все это позволяет прогнозировать дальнейшую эксплуатацию и продление ресурса ГТЭС, определять объем ремонтных работ.
Кроме того, проводится углубленный анализ технологии ремонта оборудования, позволяющий оптимизировать этот процесс. В итоге специалисты компаний «Авиадвигатель» и «ЛУКойл» пришли к выводу о целесообразности ремонта отдельных видов комплектующих непосредственно на объекте. С этой целью на всех объектах эксплуатации ГТЭС были созданы слесарные мастерские, разработаны технологии ремонта. Это позволило значительно сократить время на восстановление работоспособности оборудования.

Итоги
Главный результат работы пермских моторостроителей таков: исправное рабочее состояние ЭГЭС-12С в первый год реализации программы составило в среднем 8629 часов. Аналогичные показатели за второй год составляют в среднем 8553 часа.
Успешная реализация проекта способствует его дальнейшему развитию и расширению парка обслуживаемого оборудования. В 2013 г. ООО «ЛУКойл-Западная Сибирь» введет в эксплуатацию еще восемь энергоблоков ЭГЭС-12С: четыре – на ГТЭС-48 Покачевского месторождения (Покачевнефтегаз) и четыре – на ГТЭС-48 Повховского месторождения (Когалымнефтегаз). Эти электростанции также будут обслуживаться в соответствии с существующей программой – в течение всего жизненного цикла. Ведутся переговоры и с другими потенциальными заказчиками о включении их в действующую программу. Турбины и Дизели